Рынок такси в России: новая цифровизация

Аналитическая компания-визионер Digital Vision представляет результаты исследования главных тенденций цифрового развития рынка таксомоторных перевозок в России в 2018 году. Основные выводы по итогам работы следующие

 

  • Цифровизация: “революция” рынка такси

 

Цифровизация произвела настоящую “революцию” в индустрии такси. В 2009 был создан сервис Uber, в 2010 — Gett, а в 2011 был основан “Яндекс.Такси”, являющиеся крупнейшими онлайн-агрегаторами заказов на перевозку. Uber и его аналоги в разных регионах мира заставили национальные рынки такси перейти на новый формат работы: клиенты заказывают поездки через мобильные приложения. Результат: прозрачное ценообразование, увеличение скорости оказания услуги (до 3-4 минут в среднем), повышение качества оказания услуг и их диверсификация. Диспетчерские службы и колл-центры, которые не ушли с рынка, утратили от 50 до 90% своих парковых автомобилей и сохранились в регионах с низким уровнем экономического развития и цифровизации. Цифровизация привела к многократному увеличению объемов рынка. В результате такси в России превратилось в полноценный вид общественного транспорта.

ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Эффекты цифровизации: рост и масштабирование

 

Согласно размеру выданных разрешений, число такси в России в 2018 году достигло более 466 тыс. При этом, общее количество таксистов достигло 584 тыс. Кроме того, в течение года временно работали в этой сфере до 120 тыс. человек. За 10 лет этот показатель вырос на 300 тыс. Однако по экспертным оценкам, количество транспортных средств, оказывающих услуги такси на дорогах колеблется от 1,0 до 1,6 млн. Такси, в том числе и “серые”, получают заказы от крупных цифровых агрегаторов, зачастую от нескольких. Объем рынка такси в России за 10 лет вырос более чем в 2,5 раза и в 2018 году превысил 575 млрд. руб.

 

  • Конкуренция и снижение цен: фиксированные поездки

 

С начала 2017 года стоимость услуг крупнейших сервисов такси стала сокращаться от 50 до 150 руб. за поездку в зависимости от региона и маршрута, поскольку крупнейшие онлайн-агрегаторы начали вводить тарифы с фиксированной стоимостью поездки. Новые тарифы в условиях сравнительно прежних объемов автопарков привели к росту числа поездок на 1 машину и усталости водителей.

 

  • Повышение качества услуг: кастомизация и программы лояльности

 

Сервисы-агрегаторы все активнее вводят программы лояльности для постоянных клиентов, предусматривающие значительные скидки, возможность выбора водителя, а также дополнительные настройки, повышающие качество оказания услуг: например, выбор оптимального по цене места вызова, отслеживание маршрута до начала поездки, профиль водителя и так далее.

 

  • Аварии и потери бюджета: нелегальные такси

 

В 73% из 2,000 аварий в 83 субъектах России произошли по вине водителей-нелегалов, то есть такси без соответствующего разрешения. Субъекты России — лидеры по числу происшествий с участием нелегальных такси: Приморский край (4,51), Челябинская область (4,51), Костромская область (4,87), Саратовская область  (4,87), Ростовская область (5,60), Амурская область (6,34), Курская область (6,34), Новосибирская область (6,34), Омская область (6,70), Ставропольский край (6,70).

Регионы, в которых такси реже всего попадают в ДТП: Москва (9,93), Санкт-Петербург (9,89),  Севастополь (9,10), Рязанская область (9,08), Республика Калмыкия (9,00), Орловская область (8,85), Мурманская область (8,83), Калужская область (8,78), Ивановская область (8,76), Вологодская область (8,74).

Таксисты, не имеющие разрешений, чаще водят машину в состоянии алкогольного опьянения и без прав, создают аварийные ситуации, незаконное повышают цены, работают без медицинского освидетельствования, автомобили не оснащены детскими креслами. Наибольшее количество ДТП происходят по причине изможденности водителей. Они засыпают, теряют сознание, впадают в кому и умирают за рулем. Вместе с тем, потери бюджетов всех уровней от “серого” частного извоза составляют почти 25 млрд. руб. и складываются из недополученных налоговых поступлений и сборов.

 

  • Увеличение эффективности надзора за такси: вторая цифровизация

 

Регулирование (соблюдение законов и разрешительный контроль) рынка такси в России ведется на уровне органов власти субъектов России уполномоченными органами в составе ведомств правительства субъекта, состоящими в среднем (за исключением мегаполисов) из 2-4 человек, и успевает лишь выдавать разрешения, хранящиеся в форматах Word или Exсel. В результате широкое распространение получила выдача разрешений фирмам пустышкам или однодневкам, не имеющим штата или реального парка машин (работают по доверенности), закрытие юр. лиц, на которые выдаются разрешения для уклонения от уплаты налогов.

Непосредственный надзор за наличием бумажных разрешений на дорогах ведется силами сотрудников ДПС России без возможности проверки действительности разрешения. Общая информационная база такси на национальном уровне отсутствует, что затрудняет государственный контроль рынка и увеличивает его нелегальный сегмент. Увеличение эффективности контроля требует внедрения цифровых технологий, объединяющих важную для регулирования информацию, а также сервисы по анализу и работы с ней на государственном уровне.

ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

Регионы — аутсайдеры по безопасности услуг такси

Регион Рейтинг безопасности такси в баллах*
1 Приморский край 4,51  
2 Челябинская область 4,51  
3 Костромская область 4,87  
4 Саратовская область 4,87  
5 Ростовская область 5,60  
6 Амурская область 6,34  
7 Курская область 6,34  
8 Новосибирская область 6,34  
9 Омская область 6,70  
10 Ставропольский край 6,70  

*чем меньше баллов, тем хуже рейтинг, шкала – от 1,0 до 10,0. За основу были взяты показатели количества аварий по вине водителей такси, количество таксистов и общее количество населения в регионе.

Зато, лучшие результаты, согласно результатам исследования, показали регионы, в которых доля нелегалов на рынке такси незначительная. Так, в Орловской области крайне низкая аварийность такси, а доля этого региона в общем количестве аварий с участием такси – всего 0,4%; в Тамбовской области и вовсе не было за прошлый месяц ни одного ДТП, в котором виновником был бы таксист. Именно в этих регионах доля водителей без лицензии значительно ниже, чем в среднем по стране.

Регионы — лидеры по безопасности услуг такси

Регион Рейтинг безопасности такси в баллах*
1 Москва                             9,93
2 Санкт-Петербург                             9,89
3 Севастополь                             9,10
4 Рязанская область                             9,08
5 Республика Калмыкия                             9,00
6 Орловская область                             8,85
7 Мурманская область                                8,83
8 Калужская область                             8,78
9 Ивановская область                             8,76
10 Вологодская область                             8,74

 
ПОСМОТРЕТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ